При наличии различных проблем у младенцев, таких как нарушение ритмов сна и бодрствования, колик, недоборе веса, отказе от груди и других симптомах, матери, в основном, обращаются за помощью к педиатрам, а при наличии психологических и психосоматических
проблем у себя часто остаются без помощи. Это связанно с недостаточной информированностью матерей о возможностях психологической помощи, в том числе, при наличии телесных расстройств у себя и младенцев.
Много работы в этой сфере было проделано Ассоциацией консультантов по естественному вскармливанию, члены которой во многом учитывают психологический компонент в развитии патологий и сбоев здоровья диады «мать-дитя». Таким образом, материал статьи может быть интересен не только психологам, но и специалистам, работающим с детьми первых лет жизни.
В диаде «мать-дитя» сильно проявлена связь, которая затрагивает все сферы жизни, включая физиологическую, эмоциональную и психологическую. Особенно ярко эта связь проявлена в первый год жизни ребенка. Эта взаимная связь имеет огромное влияние на обоих участников диады. То, что ребенок практически полностью, в том числе в психологическом смысле, зависит от матери, кажется очевидным. Менее очевидно обратное влияние в этой диаде. Ребенок, последовательно проживая этапы своего развития, поднимает травматический материал матери, актуализирует ее травмы развития.
Этот процесс метафорически можно описать как некую машину времени, которую младенец предлагает своей матери, и в которую она попадает за счет процесса слияния. Процесс, в котором мать снова встретится с нерешенными задачами и травмами своего младенчества и детства.
Не проявленные активно вплоть до этого периода травмы развития зачастую воспринимаются как особенности характера. «Травма развития связана с дефицитом отношений или излишней требовательности раннего социального окружения человека и обычно возникает из хронических взаимоотношений внутри семьи. Примерами могут служить неадекватное отражение, непереносимость эмоций, унижение, недостаток физического контакта, авторитарная требовательность и т.д. Чтобы лучше справляться с этими взаимоотношениями, ребенок постепенно вырабатывает характерологические защиты.»[2, стр. 105] Только заново столкнувшись с необходимостью осваивать новые виды физической и психической деятельности совместно со своим младенцем, мать может почувствовать последствия стресса, пережитого в младенчестве.
«Ребенок в процессе своего развития от утробы до юности проходит через 7 основных стадий. Каждая из стадий предлагает решающие ресурсы для формирования целостного self, и, следовательно, для созревания способности к взаимосвязи. Каждая стадия организована
вокруг особенной потребности или права. Начиная с самых ранних, это: право на существование; право иметь потребности; право быть автономным; право иметь намерения и быть прямым и своенравным; право переживать любовные и сексуальные чувства; право иметь
свое собственное мнение; и, наконец, право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать.»[2, стр. 17]